Что это?

Континуум здоровья

РБК и Philips исследуют, как инновации помогают вам сохранить здоровье и выводят медицину на новый качественный уровень. Узнайте, какие решения предлагает Philips вам, вашим близким и вашему бизнесу уже сегодня.

Здоровый образ жизни
Профилактика
Диагностика
Лечение
Уход на дому

Инфаркт отступает

Современные методики лечения сердечно-сосудистых заболеваний привели к существенному снижению смертности. Но останавливаться на достигнутом нельзя.

Усилия государства, направленные на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний привели к успехам — если в 2005 году умирали 908 человек на каждые 100 тыс. населения, то в 2014 году — 673 человека на 100 тыс. Эти изменения произошли в том числе после внедрения в широкую практику внутрисосудистых операций как метода лечения тромбозов и вообще любых причин сужения сосудов сердца и головного мозга. Но прежде несколько слов о заболевании, с которым мы боремся.

Что в основе болезни?

Большинство случаев сердечно-сосудистых заболеваний — следствие развития атеросклероза. Про истинные, глубинные причины развития атеросклероза мы с уверенностью можем сказать немного. Однако есть убедительная теория, которой придерживается большинство врачей в мире. Атеросклероз является медленным, прогрессирующим заболеванием, которое может начаться уже в детстве. Принято считать, что атеросклероз начинается с повреждения внутреннего слоя артерии.

Повреждению могут способствовать следующие причины:
• высокий уровень артериального давления;
• высокий уровень холестерина;
• высокий уровень триглицеридов (одна из жировых фракций в крови);
• курение;
• резистентность тканей к инсулину, ожирение или диабет;
• хроническое воспаление сосудистой стенки в результате аутоиммунных болезней, инфекций или неизвестной причины.

После того как внутренняя стенка артерии повреждена, клетки крови и другие вещества начинают накапливаться в этом месте. Со временем отложения (бляшки) из холестерина и других клеточных продуктов оседают на месте повреждения и затвердевают. Это вызывает сужение артерий. Также такая бляшка может быть покрыта кальцием, покрышка может повреждаться, создавая дополнительные условия для образования тромба, способного окончательно закрыть просвет артерии. После этого участки тканей, которые снабжал кровью повредившийся сосуд, начинают испытывать кислородное голодание (ишемию), которое может привести к гибели ткани (некрозу). Если некроз происходит в сердце, то мы называем такой процесс инфарктом миокарда, если в головном мозге — инсультом. Нужно оговориться, что инфаркт мозга (инсульт) бывает еще от одной причины — кровоизлияния в мозг. Такой инсульт называется геморрагическим, среди всех причин острого нарушения мозгового кровообращения такая встречается почти в 20% случаев. Но в этой статье мы не будем подробно останавливаться на этой форме инсульта, потому что принципы его лечения кадинально отличаются от темы нашей беседы.

Кто больше всего подвержен риску развития сердечно-сосудистых заболеваний?

Есть специальные шкалы, с помощью которых любой человек, даже не обладая специальным образованием, может определить свой индивидуальный риск.

Как избежать развития сердечно-сосудистых заболеваний

Изменения в образе жизни могут помочь вам предотвратить или замедлить прогрессирование атеросклероза.

Откажитесь от курения. Вещества, содержащиеся в табаке, повреждают артерии.

Занимайтесь физическими упражнениями большую часть дней недели. Не менее 30 мин в день. Именно регулярные физические упражнения тренируют сердечную мышцу эффективней использовать кислород. Физическая активность может также улучшить кровообращение и способствовать развитию новых кровеносных сосудов, которые образуют естественный обход вокруг препятствий (коллатералей). Упражнения помогают снизить кровяное давление и снижают риск развития диабета.

Ешьте здоровую пищу. Здоровый рацион питания на основе фруктов, овощей и цельного зерна — с низким содержанием рафинированных углеводов, сахара, насыщенных жиров и натрия — может помочь вам контролировать свой вес, кровяное давление, уровень холестерина и сахара в крови (ссылка на наш текст).

Снижайте вес. Потеря всего 5% исходного веса человека может помочь снизить риск развития высокого кровяного давления и высокого уровня холестерина — двух из основных факторов риска развития атеросклероза. Потеря веса помогает снизить риск развития диабета или контролировать ваше состояние, если у вас уже есть диабет.

Научитесь справляться со стрессом. Есть много специальных программ, которые учат расслабляться, как в процессе групповых занятий, так и используя приниципы аутотренинга. Подробнее о том, как справляться с наиболее распространенными стрессовыми ситуациями, — в нашем материале.

Если избежать заболевания не удалось

Развитие атеросклероза артерий, кровоснабжающих миокард, приводит к заболеванию, которое называется «ишемическая болезнь сердца». На первом этапе кардиологи назначают консервативную (лекарственную) терапию. Ее смысл заключается в том, чтобы улучшить снабжение сердца кровью, уменьшить потребление кислорода миокардом. Параллельно проводится лечение сопутствующих заболеваний. Часто такая терапия назначается пожизненно. Если лечение не приводит к положительным результатам, а ишемия миокарда становится критической, то врачи прибегают к малоинвазивным вмешательствам на сосудах сердца под контролем специальной рентгеновской аппаратуры (ангиографа). При этом пациент находится в сознании во время вмешательства, наркоз не проводится. Задача доктора при лечении острой или хронической ишемии — восстановить просвет сосуда. В артерию через небольшой прокол вводятся инструменты, проводятся до исследуемого сосуда, затем вводится специальный раствор, содержащий йод, не пропускающий рентгеновские лучи. После введения проводится рентгеновская съемка сосудов сердца (коронарография), результаты которой тут же выводятся на экран, находящийся в операционной, перед глазами врача.

Раствор хорошо различим в свете рентгеновских лучей, поэтому в момент съемки видно, как он распространяется по артериям. Таким образом, можно увидеть замедление кровотока или полную непроходимость сосудов. После того как удалось определить место, где проток сужен, туда через все тот же прокол в артерии устанавливают стент. Если говорить грубо, то это металлическая пружинка, которая расширяет сосуд и не дает ему сузиться в дальнейшем.

Именно введение в широкую медицинскую практику технологий ангиопластики и стентирования позволило существенно снизить смертность от инфаркта миокарда.

По словам Андрея Марулина, руководителя направления интервенционной рентгенологии компании Philips, современное оборудование для проведения внутрисосудистых вмешательств позволяет врачам проводить лечение на принципиально новом уровне. Современные технологии позволяют снизить лучевую нагрузку на врача и пациента более чем на 70% (!) по сравнению с аппаратами предыдущего поколения. При этом качество изображения не снижается, и система позволяет обрабатывать в 4 раза больше информации в единицу времени, чем раньше, что дает возможность проводить вмешательства более эффективно и безопасно. Так, например, одно из интервенционных программных обеспечений компании Philips обеспечивает динамическую визуализацию коронарных артерий в режиме реального времени c компенсацией движений ангиографа. Цветная динамическая карта сосудов, которая автоматически создается для каждой серии и совмещается с рентгеноскопическим 2D-изображением, позволяет непрерывно отслеживать положение проводников, катетеров и других устройств при проведении вмешательств с критическим снижением использования контрастного вещества.

Медицинская наука не стоит на месте, появляются технологии, которые позволяют врачам еще точнее выполнять вмешательства, улучшая качество жизни пациентов и снижая смертность. О технологиях, позволяющих рассмотреть сосуд изнутри (и не только), — в нашей следующей публикации.

Потребители устали жить в кризисе, важнейшим трендом становится здоровье, а изучение аудитории позволяет продавать товары без рекламы

О последних тенденциях на потребительском рынке России рассказывает вице-президент и глава сектора Philips «Потребительские товары» в России и СНГ Максим Кузнецов.

Какие основные изменения произошли на потребительском рынке России в 2017 году?

Этот год характеризуется очень серьезным ростом в относительно новых категориях для нашего рынка. И связано это с тем, что, во-первых, мы уже не живем в кризисе. Сформировалась новая экосистема, в рамках которой люди начинают чуть больше потреблять. Мы видим рост продаж базовых, наиболее массовых приборов, покупку которых откладывали до лучших времен. Но наиболее заметен рост в новых сегментах. И это связано с тем, что растет количество новаторов. Это те люди, которые первые пробуют электрическую зубную щетку или робот-пылесос. Вот, например, категория зубных щеток растет на 45-47% в год, категория кофе-машин — больше 40%. Сегодня люди начинают лучше разбираться в культуре потребления кофе и покупать хорошие кофе-машины. Они хотят себя порадовать, чуть побаловать — притом что это дорогие продукты, средняя цена которых от 50 тысяч и выше. Это важный сейчас тренд, который недавно начал зарождаться и в будущем повлияет на потребительский рынок.

Вы отдельно выделили электрические щетки. Это действительно такой значимый товар?

Это один из самых быстрорастущих сегментов, который порождает изменения вокруг себя. Вот недавно у нас вышла новая модель зубной щетки с мобильным приложением, которое за счет связи по Bleutooth и встроенного гироскопа может показать на смартфоне, как ты чистишь зубы. Я, откровенно говоря, немного скептически на это смотрел: чисто маркетинговая история. Но нет. Приложение тебе показывает, насколько хорошо ты почистил зубы. Эти данные позволяют скорректировать уход за полостью рта и избежать развитие кариеса или других проблем с зубами.

Еще один пример — недавно совместно с производителем зубных паст ROCS мы выпустили первую зубную пасту для электрических щеток. Главное ее отличие в том, что она не пенится. Ведь электрические щетки работают очень интенсивно, а паста, рассчитанная на мануальную чистку, в таком случае пенится сильно. И вот изменение в сегменте зубных щеток порождает выход на рынок новых сопутствующих товаров. Ну и сам спрос на электрические зубные щетки отражает важнейший сегодня тренд на заботу о здоровье. Ведь среднестатистический немец, по-моему, три раза за год посещает стоматолога, как минимум два. А наш человек посещает раз в два года. И уже, как правило, из-за острой боли. Но сейчас это меняется. Особенно в крупных городах: Москва, Питер, Екатеринбург. Люди начинают уделять больше внимания своему здоровью.

В каком смысле?

Например, еда. Одна из категорий, про которую мы еще не говорили, это кухонная техника. Сейчас очень активно развивается спрос на товары, которые позволяют самостоятельно готовить полезную еду. Специальные блендеры для приготовления соков, овощных смесей, смузи. Сегодня, например, можно сделать собственную лапшу, загрузив в прибор яйца, муку и воду. Людям нравится делать такие вещи самим. И они уверены в качестве готового блюда.

Что-то еще свидетельствует о том, что здоровье в тренде?

Лента «Фейсбука», например, свидетельствует. Там постоянно кто-то бегает марафоны. А если серьезно, то из потребительских решений для здоровья, которые являются одним из самых основных наших направлений, можно выделить три сегмента — и все они сейчас быстро растут. Первый — это материнство и детство, назовем это так. Продукты для родителей, для малышей. Второй — это просто уход за собой. То есть это приборы, направленные на поддержание красоты и здоровья. И третье — это здоровый сон. Это пока только зарождающийся сегмент, в который входят решения для терапии сна и респираторной поддержки. Это целый ряд продуктов для лечения апноэ сна, кислородной терапии, неинвазивной вентиляции легких и респираторного введения лекарств. Недавно они стали популярны на Западе, а в России им только предстоит занять свою нишу.

Видны ли новые тенденции в том, что касается не только продуктов, но и продаж?

Конечно, это в первую очередь бум онлайн-продаж. Тенденция давняя, но оттого не менее важная и не стихающая.

А у вас ведь есть собственный онлайн-магазин?

Да. Онлайн-магазин Philips очень успешный, мы много продаем и будем продавать еще больше. Вот сейчас, например, заканчивается ремонт, и в ноябре мы откроем шоу-рум, где будут представлены наши инновационные решения. Также там можно будет забрать товар, заказанный онлайн.

За счет развития собственного ретейла мы становимся ближе к потребителям. Если в 2012-13 годах доля продаж через дистрибьюторов была порядка 60%, то сейчас не больше 15%. Остальное продаем сами или через крупные сети. Большая часть изменения в этой пропорции пришлась именно на развитие онлайна — он оттянул у дистрибьюторов долю.

Это все верно скорее для Москвы и Питера. Или для регионов тоже?

Вы знаете, вот есть у нас партнер – онлайн-магазин AliExpress. У него 22 млн клиентов по всей России. Из них, кажется, только пятая часть в Москве. Нет, онлайн — это реальность в масштабах всей страны или, по крайней мере, крупных городов.

Онлайн дает вам операционную эффективность или что-то еще?

Важно своевременно получить обратную связь. Очень важной для нас является работа с «Яндекс.Маркетом». Мы понимаем, что у недовольных покупателей больше мотивация писать отзыв. И для нас любой отзыв важен. В частности, потому что мы знаем — человека с негативным отзывом можно превратить в лояльного потребителя за счет оперативного решения его проблемы. И оценка нашего онлайн-магазина на «Яндекс.Макете» — отличное этому свидетельство. А за счет анализа повторяющихся просьб — вроде доставки до 11 вечера, а не до 7 — мы можем вовремя стать гораздо более удобными и приобрести новых клиентов. Отзывы потребителей меняют не только сервис, но и сами продукты. Хотя это, конечно, гораздо более долгий процесс, он может длиться года два, потому что вывести на рынок новый продукт — это долго.

Человека с негативным отзывом можно превратить в лояльного потребителя за счет оперативного решения его проблемы.

Меняется ли что-то в процессе вывода продуктов на рынок?

Я приведу пример одного продукта — OneBlade. Результат трехлетней работы маркетологов, разработчиков, технологов. У нас была такая сложная задача, потому что это новая категория. Продукт выглядит как бритва, по весу как бритва, сменные лезвия. Но это не бритва! Это гибридное устройство, что-то среднее между бритвой и триммером. Он впервые вышел во Франции и в первый год разошелся тиражом 1 млн экземпляров только в этой стране. И выводили на рынок его без грандиозных рекламных затрат. Мы в России действовали так: сначала раздали его 100 пользователям, собрали отзывы, подождали, пока они расскажут друзьям. Потом отдали блогерам попользоваться, написать обзоры, если им понравится. Это нестандартный старт продукта, по крайней мере, для такой крупной компании с отлаженной схемой рекламы и маркетинга. И все это без использования стандартных для таких случаев инструментов рекламы на первом этапе запуска продукта.

И тут интересно знать, как вы смогли добиться такого эффекта? Как удается спроектировать продукт, настолько точно находящий аудиторию?

Да, его созданию предшествовала большая работа. В первую очередь с аудиторией. Наша аудитория огромна, сильно сегментирована. И в какой-то момент в Philips решили, что нужно подходить к ней более персонально, что ли. Тогда на свет появился Райан.

Райан?

Собирательный образ того, кто пользуется OneBlade. Это молодой парень, которому неохота бриться, но он хочет выглядеть стильно. Ему привычки придумали, одежду, средства передвижения. Мы делали продукт для этого парня — вполне такого живого, а не «мужчина 25-35, средний доход». У нас есть еще девушка Анна, для которой мы делаем домашние приборы. Есть молодая мама Лиза. Мы любим своих потребителей. Думаем о них, как о живых людях, а не о строчках в маркетинговых отчетах. Благодаря этому и получается делать продукты, которые продаются без рекламы.